Александр (наш главный герой, которому теперь уже пора искать себе невесту) ездит по Европе и выбирает принцессу из списка («как корову» — спасибо, Наташа!). В списке учтены происхождение девиц и, вероятно, политические интересы России. Жена для будущего императора представлена как товар. Причем даже не обязательно, чтобы она была в списке: Петр I женился на пленной простолюдинке, отец Жуковского (дворянин) женился на пленной турчанке без роду, без племени, да и Александр в конце концов выбрал девицу не из списка и даже с сомнительной родословной. Похоже, что в отличие от принцессы в сказке «Принцесса на горошине», происхождение невесты российского принца (и государственные интересы) не так уж важны. Важнее каприз и желание будущего императора. Интересно, что при таком отношении к женщине все же были три дамы, игравшие огромную роль в истории царского дома: Екатерина II, Елена Павловна (тетя нашего героя, о которой — в следующей главе) и после них — мать Николая II (жена Александра III). Опять получается, что личность важнее традиции, правил и принципов. Еще один пример: у Екатерины было 13 любовников, что безусловно противоречило традициям, нравам и принципам аристократической пристойности (и интересам России). Но воля императрицы, ее личные желания оказывались сильнее и важнее. Николай I не слушает ни министров, ни советников, ни своих подчиненных. Не только критика, но и похвала его решений не допускалась (потому что в похвале может содержаться сарказм). Даже у древнего, легендарного короля Артура были советники (рыцари Круглого стола). В Англии еще в 1066 William of Normandy introduced a system, by which he sought the advice of a council of tenants-in-chief (a person who held land) and ecclesiastics before making laws. В 1215 Magna Carta разрешила королю собирать только те налоги, которые формально одобрил королевский совет. (из которого позже возник британский парламент). У русских царей тоже были советники, приближенные, вельможи, знать и дворянство, но все они во всем подчинялись царю, и их мнение было всего лишь советом (при Елизавете совет даже голосовал объявлять или не объявлять войну, но все равно оне решала сама). Николай I в этом смысле был крайним примером самодержца, который все решал по своему. Сравнивая Третье отделение (слежка, цензура) Бенкендорфа с отсутствием свободы речи (и мысли) в советские времена, Юля заметила, что ее родители следовали принципу «не задавать лишних вопросов», как при дворе Николая I. Если сравнить разные варианты КГБ с Третьим отделением, изобретенным Николаем I, получается, что он изобрел очень устойчивую, полезную и нужную России систему. Иначе она бы отпала сама собой. Мало кто может похвастаться таким достижение. Выходит, что Николай I был гений (уступая Саше, готов поправиться: злой гений, потому что результат этого изобретения в истории был разрушительным: как пишет Радзинский, «общество оскуднело»). И ведь задачей Николая было «продлить на 50 лет детство России». Нам сейчас кажется, что это отбросило бы любую страну назад, но он так не думал. Есть надежда, что Александр будет другим. Например, на вопрос отца, что бы он сделал с декабристами, Александр сказал «простил бы». Романтизм воспитателя Жуковского действовал на мальчика. Эпоха романтизма, когда было «модно» плакать, не поощряла такой железной дисциплины, какую насаждал в свою эпоху Николай I, отец нашего героя. В его мироивоззрении главное — воля и порядок, и эта эпоха научилась подавлять свои эмоции, и «модным» стал рационализм, мужественность, дисциплина. Николаем I-ым руководил страх. Его главной целью было сохранить трон. Он, как и многие другие (тогда и теперь), считал, что без сильного трона и сама Россия развалится. Во всю историю России централизованная власть, т.е. власть в руках очень узкой пирамиды, оставалась главной силой. Еще интересный пример — организованная преступность в России, так называемые воры в законе, которая была отражением централизованной власти, основанной на силе и непререкаемом авторитете. Она тоже держится до сих пор. Похоже, что в ррусской культуре это устойчивое образование. Если постулировать, что людям свойственно подчиняться, и поэтому они склонны искать и находить силу, которой они могли бы подчиниться, то это в принципе объясняет существование централизованной власти в самых разных формах в разных культурах. Но в этом отношении Россия не уникальна: еще Моисей в Библии принес народу декреты Бога, которым они должны были подчиняться. О писателях: в приципе роль писателя, поэта, артиста, художника — развлекать. Почему же Третье отеление и сам Николай так пристально следили за писателями? Потому что «действие начинается с идеи», и следовательно «карать надо за мысли, а не только за поступки». Язык дает идее название, и после этого идея приобретает силу. Позже, в конце 19-го и в 20-ом веке известные писатели действительно имели авторитет и какую-то власть, а в советские времена, когда литература стала оружием пропаганды, власть писателя была вполне реальной и официальной. ======