Продолжаем разговор о том, что такое хорошо и что такое плохо в мире Юрия Германа. Равнодушие — это плохо. Надо быть страстным. Те, кто не горит, никому не помогает (не «освещают путь»). Сомневаться — хорошо. Сомнение в том, что говорит старший, еще не значит, что ты этого старшего не уважаешь. Верить в азбучные истины без проверки — плохо. Есть люди, готовые верить всему, что они слышат, а есть такие, кто во всем сомневается. Это создает конфликт. Этот мир не бесконфликтный, и в нем есть люди, отличающиеся от других. Похоже, что это — хорошо. Володя не единственный, кто грубовато сомневается в том, что слышит. Полунин и Ганичев сами такие, поэтому они его не осуждают за грубость. Революция, которую совершили Родион и Афанасий, началась с сомнений. Когда люди перестают сомневаться, прогресс останавливается, эволюция прекращается. Мы сейчас это знаем, но похоже, что Герман тоже так думает. Женя (антипод Володи) не думает, не сомневается: ему лень, но кроме того, он знает, что это опасно (могут не принять в институт). Не все хвалят Володю за его независисмость и скептицизм. Декан, завуч, Жовтяк, Додик — эта группа предпочитает людей, которые не сомневаются. Этой группе нужны бездумные исполнители, которые ничего нового не создают. Можно условно назвать этих людей бюрократами. Бюрократов можно было осуждать в советское время, «бездушный бюрократизм» считался хорошей мишенью для критики. Герман нашел возможность критиковать этих людей, не рискуя навлечь на себя гнев советских цензоров и критиков. Посмотрим на этот конфликт «дихронически», исторически: как он развивался во времени этого романа? Самая ранняя точка романа — 1917-1919 год, революция Родиона и Афанасия. Конфликт был нужен им, иначе им нечего было бы делать. Но они его решили, перестроили жизнь. Теперь очередь поколения Володи и Вари искать и находить конфликты в своем мире. Но гораздо легче их не искать, и жить так, как Женя. В таком случае, Володя продолжает дело своего отца, но в своем контексте. Он считает любую деятельность осмысленной только если она имеет цель и достигает ее. Без конфликта ему нечего делать в этом мире. Так что конфликт книги можно определить как контраст между этими двумя подходами к действительности — революционным и потребительским. Уходящее поколение (и приспособленцы, как Женя), не может решать конфликты, потому что оно их не видит и не хочет видеть. Новое поколение ищет и находит новые конфликты, которые оно хочет решать. В этом смысле Володя работает против группы. Групповой менталитет стремится сохранять «статус кво», не видеть причин менять что либо. Во времена Родиона и Афанасия пойти против группы означало рисковать жизнью. В «безопасное» советское время этой книги дети рискуют, что их не примут в институт. На самом деле в конце 30-ых годов несогласные тоже рисковали свободой и жизнью, но Герман не мог писать об этом прямо, даже хотя он писал эту книгу в 50-ых годах, после смерти Сталина. Но его читатели понимали, что это аллегория, и что риск не попасть в институт на самом деле скрывает страшные опасности. Есть стабильность, построенная на истине, и стабильность, построенная на иллюзии или на лжи. Советская стабильность мира этой книги привела в конце концов к гибели всей системы.