Так как же устроен этот мир? Что в нем считается «хорошо» и что «плохо»? И чего ожидают его создатели (такие маститые участники революции как Афанасий и Родион, которые перевернули Россию и теперь управляют жизнью) от нового поколения, от Володи, Вари и Жени? (Наташино наблюдение): В школе Володей недовольны учителя, потому что он хочет говорить и делать что-то свое, не хочет повторять то, что написано в учебниках, и быть отличником, заучивая то, что уже известно. (Никитино наблюдение): Женя — противоположность Володе. Он старается всем нравиться, и этим он неприятен читателю. То, как автор представляет его стремление к конформизму, делает его малопривлекательным. Например, Женя ходит «в хорошо подогнанной гимнастерке, как на плакате» и носит сетку на голове, чтобы пригладить волосы. (Ирино наблюдение): автор осуждает контраст между тем, каким Женя старается казаться, и тем, какой он есть на самом деле. Осуждается не сам Женя, а его измена самому себе, его маска. (Янино наблюдение): даже в такой критический момент, как сдача вступительного экзамена, Володя остается верен себе: рискует провалиться, но пишет, что думает. Профессор Ганин видит в этом гражданственность и честность. Володино поведение идет изнутри, от его характера, не извне, не от других людей. В то же время он повторяет характер отца и Родиона, у которых сама биография была революционная, анти-конформистская. (Ира, Иосиф): книга начинается с того, что с Володей произошел внезапный, необъяснимый кризис. Этот кризис пришел изнутри, это неуправляемое, незапланированное чувство, инстинкт. Для планового, упорядоченного мира, в котором они живут, это странно. Но это проявления естественной натуры мальчика. (Ната): подобное случилось с Родионом: он не планировал создать такую неблагополучную семью, но так получилось. Тема «Фауста» (в театре и в речи Ганина) здесь слегка намекает на тему власти и возможностей человека, его ограниченная способность управлять миром, и помощь дьявола, которая для этого нужна. В этом мире люди стремятся контролировать события, но полного конроля не получается. В отношении Алевтины и Родиона это была просто человеческая ошибка: он был болен, она оказалась в трудной ситуации, трудно было сориентироваться. (Яна): Алевтина и не думала о том, как поступить: у нее не было другого, известного ей пути. (Ира, Наташа): она и сейчас пытается убежать от своего прошлого. Ничего своего у нее не было тогда, Женечку она воспитывала по модели своих хозяев Головлевых, и сейчас еще она пользуется языком Головлевых, то есть чужим языком. Все это нас приглашают осудить. Молодые герои свободны от всех этих трудностей: у них нет болезненного прошлого, им не приходится перестраиваться под новый мир, они выросли в том мире, в котором живут и будут жить, и ожидают, что он будет устойчив и вечен. (Наташа): кроме того, Варя имеет цель в жизни и знает (верит), что если упорно работать, то этой цели можно достичь (голос слабый, но можно уроки брать). (Никита): страсть, уверенность в своих возможностях, готовность трудиться объединяют Володю и Варю. Эти качества автор приглашает нас уважать и одобрять. Друзья и знакомые Володи и Вари упоминаются для того, чтобы мы знали, что наши герои живут среди себе подобных, это сообщество. В истории с театром и билетами дед Мефодий понял Родиона лучше и быстрее других. Хотя Родион и спешит жить, но все-таки от нашей молодежи он отстал (и подарки его Жене оказались старомодными). В мире взрослых тоже есть Женины эквиваленты: 1) завуч школы, которая хочет, чтобы Володя донес на своих товарищей, рассказал, кто хулиганил, 2) декан медицинского факультета, который хочет принять Женю в институт, но притворяется, что он его лично не знает, чтобы скрыть свои мотивы, и 3) профессор Жовтяк (кругленький, аккуратный, с ухоженной бородкой и дорогими часами, с важными консультациями, на которые он должен успеть в ущерб вступительным экзаменам. Эти люди пользуются непрямыми, неискренними приемами в жизни. (Яна): добавим это интриганство к сцене со скелетом в магазине, это продолжает цепочку того, что автору (и читателю) не нравится в этом мире. (Наташа): сюда же относится сцена с администратором театра, который притворяется, что билетов нет, но потом продает Родиону шесть билетов. (Иосиф): определим это как лицемерие, притворство, которое противоположно прямому, открытому, честному поведению Вари и Володи. (Ната): те, кого автор представляет нам в привлекательном свете, обладают мужественностью. Это включает Аглаю и даже Варю. Мужественность Володи и Вари ассоциируется с прямотой и честностью. Женственность, внимание к своей внешности у Алевтины, Жени, Жовтяка — ассоциируются с неискренностью. (Ира): настоящему советскому человеку не нужно красить бороду, приглаживать волосы и носить перстни на пальцах. Он хорош такой, как он есть. Ему нечего стесняться. Это означает, что настоящий советский человек не старается быть приятным другим людям. Хорошие манеры, вежливость здесь отсутствуют. Жесткая, грубоватая прямота кажется в этом мире необходимой, а ее отсутстве представляется признаком чужой, дореволюционной или заграничной жизни. The comment below explains the image attached to this email. Летом 2014 года в Москве произошел инцидент, благодаря которому широкую известность приобрела картина современного заборного художника Сергея Сотова. Картина называется «Хороший человек, плохой человек». На ней есть два списка слов, которые отвечают на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» В связи с книгой Германа меня интересует именно этот список. Посмотрите эту картину и список на ней на сайте http://russian.cornell.edu/russian.web/courses/310/KhoroshijChelovekPlokhojChelovek_June2014.jpg История картины, если вам интересно, рассказана на сайте http://lenta.ru/articles/2014/06/20/picture/ Она абсурдна до невероятности, но к нашему курсу отношения не имеет. Уличное интервью с художником и забор, на котором висят его картины, можно посмотреть на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=wwkChq5Et4E&x-yt-ts=1422503916&x-yt-cl=85027636 Про Сергея Сотова говорят, что «Он пишет картины в плакатном стиле на социальные темы и выставляет их на стенах и заборах в центре города (Владимира). Основные мотивы творчества художника — чистота расы, пропаганда здорового образа жизни, труда, любви к родине и семье, а также осуждение денег, машин, собак, сигарет, алкоголя и всех современных средств связи. Кому-то картины нравятся, кому-то — нет. Иногда ценители искусства спорят с автором полотен, причем пишут свое мнение прямо на картинах.» Большое интервью с Сотовым опубликовано на сайте ВКонтакте, http://vk.com/topic-41811650_30394151. Но опять же, к нашим занятиям оно не имеет прямого отношения.