В романе две семьи, обе не вполне благополучные, как и должно быть в советском обществе того времени, конца 30-ых годов: во-первых, потому что революция, гражданская война, голод, массовые перемещения населения и перестройка общества (не говоря уже о Гулаге, о котором, впрочем, в этой книге не говорят) разбили множество семей, а во-вторых потому что новая советская мораль не считает семью важной единицей общества. Семья первая, Володина: Отец Афанасий, военный летчик, человек, сама профессия которого говорит об огромном прогрессе советской науки, техники и военного потенциала. Его никогда нет дома, он занят где-то своими важными для государства делами, жена его умерла, сына воспитывает сестра Аглая. Володина тетка Аглая, незамужняя женщина, которой, наверное, лет под сорок. Ее жизнь тоже проходит в служении стране и обществу: она работала в Рабкрине (рабоче-крестьянская инспекция) и теперь заведует какими-то вопросами образования в системе ШКМ (Школы Крестьянской Молодежи). То есть ее профессия и ее занятость и ее преданность своей работе тоже отражают развитие советского, рабоче-крестьянского общества. Семья вторая, Варина: Отец Родион, старый друг Афанасия, во многом на него похожий: моряк, начинавший карьеру как простой, необразованный матрос, который упорно учился, многого достиг своим трудом и способностями, и сейчас командует кораблем. Его тоже никогда нет дома, он занят важными государственными делами, и хотя любит свою дочь, не может уделять ей много внимания. Жена Родиона — совсем другой человек. Когда-то она была горничной в богатой семье (бежавшей от революции, вероятно, за границу), потом познакомилась с Родионом и поняла, что ее простое происхождение и даже ее необразованность могут быть козырем в этой новой России. Она нигде не работает, ничему не научилась, мужа не любит, а только пользуется его стабильным положением в обществе для того, чтобы создать себе и Жене спокойную и обеспеченную жизнь. Своего деревенского имени Алевтина она стесняется и хочет называться Валентиной, что звучит немного по-заграничному. К ней подходит интересное слово "мещанка", которое в советском обществе стало означать человека, слишком много думающего о своем благополучии и слишком мало - о высоких идеях революции. Женя — первый, незаконный ребенок Алевтины, кажется ей продолжением богатой барской жизни ее прежних хозяев. Она его всегда баловала и жалела. Варя, ее и Родиона дочь, ей непонятна, и она с Варей не дружит. Соответственно Женя вырос эгоистом, который думает только о том, как бы суметь хорошо прожить без труда. А Варя — наоборот, активная, решительная, независимая девушка, вся в отца. Отец Родиона, Мефодий, живет в деревне, но иногда приезжает к сыну и внукам. Он человек темный, новую жизнь понимает плохо, но (как мы потом узнаем) людей уважает и держится своих принципов. Володя и Варя — дети зрелого, устойчивого, благополучного и успешного советского общества. Им нисколько не помешало то, что они выросли в не совсем благополучных семьях. Они — новые люди, не травмированные ни дореволюционным прошлым России, ни послереволюционными катастрофами. > Контраст между Володей и Варей простой: он — человек науки, она — человек искусства. И наука, и искусство играют для них преувеличенно важную роль. Оба очень увлечены и мечтают об огромных достижениях. Семьи свои любят, но больше всего любят думать о своем будущем. Это здоровые, надежные, «правильные» молодые люди, но их энтузиазм и их независимость создают для них трудности: Володя плохо учится, потому что занят более интересной и более продвинутой наукой, о которой он читает в не-школьных книгах; а Варя грубит матери и ссорится с Володей. Она устроила скандал в магазине, где продавец отказался продать Володе скелет. Эти небольшие отклонения обоих молодых людей от общественной нормы делают их героями. Главный тезис книги нам уже показали. Володя прочитал его в биографии какого-то врача: светя другим, сгораю сам. Недаром книга называется "Дело, которому ты служишь". Служение другим людям и общим идеям - тот идеал, к которому готовятся Володя и Варя. С этим идеалом живут Родион и Афанасий, но он совершенно чужд Жене и Алевтине. Как написала какая-то читательница на сайте, где размещен текст романа, это книга о хорошей, здоровой советской жизни, о которой жалеет сейчас поколение российских пенсионеров, забывших о ее уродливых сторонах, но помнящих ее надежную простоту: «человек жил, трудился, любил, ждал, верил...» Роман написан хорошим, честным писателем того времени, который умело делал ту литературную работу, которой ждали от него коммунистическая партия и весь советский народ. Таких писателей было немало, они были очень популярны, люди читали их книги в метро, в автобусах, в поездах, брали их в библиотеках и дарили друзьям и знакомым. Их уважали и по-настоящему любили не только простые люди, но и интеллигенция. За исключением, может быть, узкого круга снобов, которым мир таких книг казался неинтересным и нестоящим внимания. Но страна этих писателей любила и не забыла. Интересно посмотреть, как устроен мир в этих книгах.