(Макс) Люди нового мира отличаются от старых людей тем, что у новых есть смысл в жизни, цель, страсть. (Ира) У Бабичева страсть к еде... для народа, для всех, по доступным ценам. (Яша) Он обещает женщинам освободить их от домашних обязанностей. Его страсти практические: чтобы колбаса могла лежать целый день на солнце и не портиться. (Иосиф) Но его якобы практические проекты на самом деле — чистая фантазия, так не бывает. Он хотет перевернуть устройство мира. (Яша, Ира) Они не совсем безумные, они просто обгоняют время. (Иосиф) Они построены на технике, он технократ. Маркс это обещал: когда-нибудь все, что мы вынуждены делать, будут делать машины, а мы будем только отдыхать и развлекаться. «Зависти» ставит эту концепцию под вопрос: можно ли действительно техническим прогрессом решить проблемы реального человечества. (Макс) У старого человека Кавалерова есть в жизни одни сожаления и мечта стать знаменитым. (Ира, Никита) Но он не только не знает, как это сделать, он уже решил, что в советской стране это невозможно. Он говорит: «У нас не ценят личность». (Макс) Ему мешают шлагбаумы, заборы, двери. (Слава) Диван и кровать здесь символы старого и нового. (Иосиф, Ира, Яша) Диван — это новый мир, технический, современный и немного роскошный: в русской избе не было диванов. (Иосиф) Это новая технология, которая позволяет принимать гостей, организовывать общество, распространять свое влияние. Неприятная вдова Прокопович и кровать в ее квартире — это старый мир. Также подушка, которую носит Иван Бабичев, и синее одеяло, под которым шевелатся пироги. У Бабичева есть власть (не только административная, но и философская), которая ему позволяет менять мир. Власть получили люди, которые верят в прогресс. (Макс) Бабичев окружает себя такими же людьми, как он сам, это групповое управление миром. (Лиза) На самом деле Бабичев работает не на женщин, перед которыми он произносит речь, а на себя. Он укрепляет свою власть, создает себе авторитет. Он политик, а не колбасник. (Ира) Кавалеров для Бабичева — аудитория, которая ему нужна. (Никита) Но он не слушает Кавалерова, так что даже когда у него есть аудитория, он не обращает на нее внимания. Непонятно, для кого он творит свой новый мир. Может быть, просто для того, чтобы его творить, а не для того, чтобы кому-то реально помочь. (Иосиф) Это карикатура на попытку изменить мир. (Макс) Одна только колбаса еще не заполняет всю жизнь Бабичева: ему нужно действовать на людей, ему нужна власть. (Ира) Поэтому ему нужен Володя — последователь, который продолжит его дело, сохранит его идеи. Володя хочет стать машиной. Он в восторге от машин, которые он увидел в Мурманске. (Лиза) Но жить по такой технической схеме нельзя, так жить опасно: Володя спланировал поцеловаться с Валей, когда будет построен «Четвертак», но Валя может быть об этом не знает, или у нее другие планы, или ее планы за это время изменятся. Другие люди — не машины. (Никита) Можно было бы усомниться, задуматься, но такие люди не сомневаются. Сомнения только у людей старого мира. (Ира) Машины не сомневаются, и у машин всегда все получается. (Иосиф) Это общество слишком быстро получило слишком большую власть. Они не понимают, как многое им еще неизвестно и непонятно. Новым людям не нужен диалог. Они все говорят одним голосом. На самом деле люди не могут измениться так быстро, как машины, и поэтому Бабичевы будут игнорировать реальность, игнорировать людей, которые не такие, как они, или не такие, какими им хочется быть, хочется всех заставить быть. (Ира) Поэтому их новый мир рухнет, он неустойчив, долго не проживет. Он обречен. (Слава) Эта мысль есть в «Зависти» или это мы сейчас так понимаем? (Иосиф) Автору уже тогда было видно, что этот мир обречен, поэтому он так легко показывает это нам.