(Слава) Ленин так же бушует страстью, как Бабичев. (Макс) Но по сравнению с Бабичевым, у Ленина масштаб государственного размера. (Аня) Кроме того, у Ленина теория уже готова, ему нужно только воплотить ее в жизнь. Как мы заметили в «Зависти», у этих новых людей никаких сомнений нет: они точно знают, что они правы, и точно знают, что делать. (Ира) У Ленина не просто страсть, у него ненависть в каждой строчке этой статьи, которую он выражает сильными эпитетами, частыми повторениями, длинными списками. (Никита) Он считает, что среди его читателей есть много людей, питающих такую же ненависть, и он рассчитывает сплотить их вокруг себя, повести за собой. (Аня) Даже те, кто раньше так не думали, не могли не заразиться ленинской ненавистью и злостью, читая такой текст. Когда они читали, что надо расстрелять каждого десятого, они, конечно, не думали, что могут попасть в это число, особенно если они с Лениным заодно, если они разделяют его чувства. (Иосиф) Здесь много предложений, которые ничего не значат, не несут никакой информации, но содержат сильные эмоции. (Ира) И огромную энергию. (Иосиф) Ленин ведет риторический диалог с воображаемым противником. Это чисто политический текст. (Макс) В задачи Бабичева может быть входила замена старой кухонной системы новой, более эффективной, но у него не было такой страсти к уничтожению и разрушению, как у Ленина. (Ира) Ленин тоже пытается что-то построить. (Аня) Он обещает создать такую систему, где каждая кухарка сможет управлять государством. (Иосиф) Но он не просто хочет конфисковать, отнять: он хочет отнять у тех, кто владеет собственностью не по праву, а по старому дурному укладу общества, и отдать тем, у кого нет ничего. (Иосиф) Мы сейчас думаем, что когда совершается преступление, виноват тот, кто сделал первый шаг. А Ленин не беспокоится о том, кто виноват. (Никита) Ему нужно привлечь на свою сторону как можно больше населения, а тех, у кого ничего нет, конечно, больше, чем буржуев и собственников. (Иосиф) Ленин награждает пострадавших, не трудясь выяснить, от кого именно они пострадали. Если ты нищий, ты пострадал от богатых, вот и все. (Аня) Он не думает, что нищие должны заработать то, что они получат. (Ира) Но при этом он говорит «Кто не рабоатет, тот не ест.» Но может быть кто-то сейчас нищий как раз потому, что он не работал. (Макс) В Союзе говорили «Я притворяюсь, что работаю, а они притворяются, что мне платят.» (Аня) Это не было планом Ленина, к этому привела человеческая натура: если награда небольшая, человек не будет стараться. (Иосиф и др.) Но и Ленин и Бабичев+Володя были уверены, что они смогут создать новую породу людей, у которых будет другая натура. (Ира) У них была идея (которую мы видели в книгах 19-го века), что простой народ по природе своей любит трудиться. Поэтому простой народ с энтузиазмом воспримет новый порядок и пойдет за Лениным. (Никита) Ленин прямо говорит о скрытых талантах народа, которые при капитализме подавляются, а при социализме расцветут. (Иосиф) В мире, основанном на вере, Бог накажет паразитов и тунеядцев, а в атеистическом обществе эту задачу берет на себя общество. Потому что не работая, ты оскорбляешь общество, и общество тебя накажет. Это групповая ответственность. Но сейчас мы знаем, что в результате этой массовой конфискации все равно не получилось всеобщего благосостояния. Легче отобрать у другого, чем самому создавать. Поэтому они и продолжали отнимать во всю историю СССР. (Ира) Писателям поручили создавать новых людей, и дали им метод: социалистический реализм. (Никита) Жданов сказал, что писать надо о простых людях и для простых людей. Но может быть его речь — просто пропаганда, и тогда в ней не надо искать большого смысла. (Ира) Но тут все связано: он считает, что простым людям будет интересно и понятно читать о других простых людях. (Макс) Это для таких читателей, которые отождествляют себя с героями. (Аня) А что если какие-то писатели не верят в это? (Макс) Они должны верить, если хотят добиться успеха в этом государстве. А если будут несогласные, то можно каждого десятого расстрелять. (Никита) Если согласие с теорией гарантирует тебе место наверху, то трудно не соглашаться с такой теорией, даже если сначала она тебе не понравилась. (Аня) Особенно важно было убедить молодых писателей, чтобы они сразу пошли по правильному пути. Кроме того, это было срочно необходмо, чтобы сразу начать правильно воспитывать народ. Им срочно нужны было новые книги для новых людей.