В начале Второй части книги, в начале 8-ой главы мы впервые слышим голос автора, обращенный как будто к нам: (о полковнике Козыре) «Так, впрочем, чаще всего и бывает в нашей жизни». Это общее филосовское рассуждение. А до сих пор повествование шло о городе и кокретных людях, какой-то невидимый автор рассказывал о них неизвестно кому. (Макс и др.) Герои начинают меняться. Они меняют и свою внешность, и свое поведение. (Ира) До сих пор автор готовил нас к серьезным размышлениям, погружал нас в этот мир, в ужасную действительность Города, и теперь мы, может быть, готовы слушать его анализ (?), размышления (?), прогнозы (?). (Лиза) Эта действительность так ужасна, в ней настолько нет ничего светлого, оптимистичного, что неприятно читать. Мы, может быть, и без этой книги знали, что люди — звери, но теперь нам еще раз напомнили об этом. (Аня) Мы теперь становимся персонажами, участниками книги. (Иосиф) В рассуждениях писателя Шполянского есть то, что мы называем «исторический детерминизм» (Карл Маркс, объективные законы развития общества не зависят от воли отдельного человека). Шполянский риторически спрашивает: Может быть и не надо бороться? Может быть так и должно быть? Может быть из схватки между Петлюрой и гетманом должно что-то новое появиться? Он не знает, что должно появиться, он не знает даже, чего он сам хочет, и просто отказывается воевать и даже идет на предательство: ломает порученные ему броневики. Но это предательство он маскирует философскими рассуждениями. Так открыватеся новая тема свободы. Все согласились, что эта тема в книге есть. (Аня) Свобода здесь связана с возможностью управлять своей жизнью. У наших героев есть свобода в том смысле, что никто им не говорит, что они должны делать, никто их не заставляет как-то поступать, но они не могут воспользоваться этой свободой, чтобы что-то изменить. Они беспомощны. Они как кляксы чернил на бумаге, как темные фигурки на снегу: исчезают, ничего не совершив. (Иосиф) Бумаги, документы больше управляют их жизнью, чем их собственная воля: Фельдман погиб из-за справки, которую показал сотнику Галыньбе, Турбин забыл дома гражданский паспорт, где написано, что он врач (а не офицер украинской армии). Если твоя жизнь зависит от бумажки, которую тебе дали, как ты можешь управлять своей жизнью? Малышев и Най-Турс совершают осмысленные, разумные поступки. Значит есть здесь люди, которые продолжают действовать по своим принципам. И все же результаты их поступков невелики: Малышев со сбритыми усами и в гражданской шапке выглядит растерянным и беспомощным и говорит, что свой полк он спас, но толпе, которая собралась около музея, ничем помочь не может. (Иосиф) они как кролики, которые смотрят в глаза удаву. (Макс) У Турбиных есть принципы, но даже Алексей, наш главный герой, растерян и не в состоянии действовать по своим принципам. Он даже не знает, как жить. (Лиза) Для них главное не поступать по своим принципам, а просто выжить, не погибнуть и остаться со своими близкими. Мы не знаем, были принципы у Фельдмана или нет, он просто погиб, пытаясь помочь своей жене. (Иосиф) В нашей цивилизации мы приучены думать, что у всякой проблемы есть решение, и что можно рассчитывать на лучшее будущее. Но в мире, о котором мы читаем, своя цивилизация, и никаких других цивилизаций там нет. Время от времени их как будто ищут (А где же немцы? А где союзники? Говорят, в Одессе высадились два полка черных солдат из Сенегала! Где они все? Где французы? Где англичане? Это они говорят об Атланте, военном союзе, который должен был сражаться против большевиков). (Макс) В этой цивилизации работает групповой инстинкт, а не индивидуальное поведение: индивидуальное поведение у всех одинаково, и ничего не решает. (Иосиф) У каждого отдельного человека здесь нет права на существование. Катастрофа в книге сейчас происходит не с отдельным человеком, а с Городом. (Аня) Коллективизм связан с социализмом.