Мы начали с разговора о чести, и о том, как она отличается от честности, потому что вопрос о чести мучает Алексея Турбина во сне в конце 3-ей главы. Теперь мы знаем, что книга, в которой он прочитал неприятную ему фразу (что честь для русского человека - только бремя) была роман Достоевского "Бесы". Произносит это там персонаж, которого Достоевский высмеивает вместе с другими революционерами. Революционеры упоминаются рядом с этой фразой и в "Белой гвардии". Мы решили, что честь у Булгакова появляется еще и потому, что она связана с военной службой, а Алексей в этой службе разочаровался: он только что вернулся с непонятной, неоконченной войны, и не знает, как жить дальше. (Николкина военная карьера еще не началась.) От чести и военной службы мы как-то перешли к патриотизму, и решили, что цинический взгляд на патриотизм как на "последнее прибежище негодяя" (Самуэль Джонсон, 1775 год) - это западно-европейская идея, как и критически-циническое отношение к войне в ХХ веке (Хемингуэй), и что к русской интеллигенции в "Белой гвардии" все это не подходит. Наши герои поют запрещенный гимн во славу русского царя, хотя и знают, что его уже нет в живых. Тут и честь, и патриотизм, и военная служба - впрочем, пока только у подвыпивших Турбиных. Надо еще посмотреть, что с этой темой будет дальше. Решили мы также, что вопросы чести и патриотизма совершенно не приложимы к героям "Конармии" Бабеля, и что "мужичонки", которые упоминаются в "Белой гвардии" тоже не беспокоятся о таких вещах (по крайней мере по мнению Турбиных) и озабочены своими личными, бытовыми, жизненными проблемами. Всем понравилось влюбленное описание Города в этих главах, и то, как город становится почти живым, почти еще одним персонажем романа. В тот "страшный" 1918 год эмоции горожан расходились, как волны, над зимним, холодным городом.