(Макс) В конце романа каждый герой получил то, чегоо он заслуживает. Например, Василиса наказан за то, что у него ложные ценности. (Никита, Ира) Елена зуслуживает кого-то получше Тальберга, поэтому она его потеряла и, вероятно, приобрела Шервинского, будущего оперного певца. (Ира) Елена получила свободу выбора, а свобода — это высшая награда. (Ира) Алексей страдал больше других и чуть не умер, потому что он убил человека. Он выжил потому, что сожалеет о содеянном. (Яша) Николка тоже страдал, пережил путешествие в ад подземного морга. (Ира) Его достоинство — это храбрость, и за это он вознагражден. (Аня) Он вознагражден не просто за храбрость, а за то, что он не бросил Най-Турса, а потом его нашел и похоронил. (Макс) Другие герои что-то потеряли, а он приобрел новое понимание самого себя. (Ира) Он приобрел мудрость. (Макс) Он единственный в этой книге, кто развивался, менялся по ходу сюжета. Он стал не только более зрелым, но и лучшим человеком. (Яша) Василиса тоже изменился: Николка говорит, что он стал симпатичнее... (Ира) ...после того как потерял деньги. (Яша) Потеряв деньги, он стал свободнее, приобрел свободу. (Слава) Мы как-то говорили, что Город тут тоже персонаж. Получил ли Город то, чего он заслуживает? (Никита) Это Содом и Гоморра: аморальность, безнравственность, разгул, беспорядки, убийства на улицах. Уже за одни эти грехи Город был наказан страданиями. (Макс) Кроме того, сейчас придут большевики (атеисты), и Город потеряет веру. Но может быть надо потерять веру для того, чтобы ее обрести опять.(Слава) Эта логика есть в романе: надо пострадать для того, чтобы потом стать счастливым. (Яша) В начале и в конце книги повторяется цитата из Апокалипсиса: ангелы вылили вино, и потекла река крови. Очищение через страдание. (Аня) Там есть еще маленький Петька, тоже и в начале, и в конце книги. Этот персонаж невинный, и он получил в награду счастливый сон. (Ира) Судьба Города — это еще один круг, даже несколько кругов. Там несколько раз меняется власть, у кого-то снова начинаются надежды, потом наступает разочарование, потом все повторяется снова. (Яша) Говорят, что история повторяется, это круги истории. (Ира) У человека судьба линейная, а у Города и цивилизации — круговая. (Лиза) Написано, что снег растает, смоет кровь, и никто не ответит за нее, никто не заплатит за все эти страдания. И, значит, все будет повторяться. (Лиза) У семьи Турбиных есть память, а у Города ее нет. Все будет забыто, никто ни за что не отвечает. (Слава) Это разница между индивидуальной и групповой ответственностью. В группе, например в Городе, каждый отдельный человек не отвечает за историю, он отвечает только за свои поступки. А весь Город вместе не отвечает ни за что. (Аня) Город ничему не научился. (Лиза) Невозможно чему-то научиться, если ты не думаешь о своем опыте, не анализируешь его. И ты обречен на бесконечные, повторяющиеся страдания. (Никита) Как Прометей, который хотел помочь людям. (Яша) Книга кончилась, и наша семья не соединилась ни с какой другой семьей в Городе, все остались сами по себе, и поэтому нет коллективного опыта, и как сообщество Город ничему не научился. (Лиза) За Город должна была бы отвечать власть. Но власти нет. (Никита) Анархия. (Аня) Ответственной может быть только личность. Власти никогда не берут на себя ответственность. (Аня) Каждый раз, когда упоминается какая-то власть в книге, мы не видим конкретных людей, которые эту власть представляют, мы не знаем, что они думают, говорят, какие у них принципы или планы. Здесь это чисто абстрактная идея — власть. (Никита) От отдельного человека можно ожидать ответственности потому, что у него есть какая-то системя ценностей: мораль, религия, принципы. А в группе не может быть такой одной системы ценностей. (Макс) В принципе, групповая власть должна объединяться одной системой принципов, с которыми все в группе согласны. (Никита) Когда толпы собирались на улицах, у них никаких общих принципов не было. Одни ненавидели большевиков, другие офицеров, третьи воров, четвертые шпионов... каждый хотел кого-нибудь убить.