Ограбление (под видом обыска) Василисы поднимает тему собственности. Еще в первой главе, когда рассказчик/автор впервые упомянул Василису, он представил его как «буржуя» (т.е. собственника), «несимпатичного» и «труса». О Турбиных мы знаем, что хотя они любят свой дом, кремовые шторы, печку, часы, книги и картины, однако собственность для них не главное, и иногда они даже ее стесняются (разбитый Лариосиком сервиз, его деньги). И хотя без этого дома (Никита) у них не было бы возможности устроить свое прекрасное уютное гнездо, где все так любят друг друга, но дом-то им не принадлежит: они много лет снимают квартиру у Василисы. И этого владельца дома они называют буржуем, говорят о нем в саркастических тонах, и сами не строят никаких планов приобретения этого или другого жилища. Им достаточно создать свой семейный мир, а насколько он материально неустойчив, это их не беспокоит. (Иосиф и Ира) Василиса психически неустойчивый человек, трус, у него мания преследования, он прежде всего старается соблюдать свою выгоду, что в этой книге много раз выставлялось как моральный недостаток. (Иосиф) В этом мире людей, преследующих свою выгоду, не уважают ни наши главные, симпатичные герои, ни, вероятно, рассказчик/автор. Забота о своей собственности отдана в этой книге несимпатичному трусу, который даже фамилию свою скрывает. (Никита) Это с самого начала готовило читателя к тому, что Василиса свою собственность потеряет. И нам не придется ему сочувствовать, потому что он «буржуй». (Ира) Потому что для него собственность — центральная часть его жизни. Жену, например, он не любит. Для него потеря собственности будет катастрофой. Для героев, которым читатель сочувствует, важны другие, нематериальные ценности (покой, любовь, взаимная поддержка, честь, верность). (Никита) Это есть в тексте: когда Василиса называет происшедшее катастрофой, они советуют ему радоваться тому, что он сохранил жизнь. (Аня) Хотя он и любит свою собственность, но сражаться за нее, воевать за нее он не готов просто потому, что он слишком слаб, и даже его гордость — недостаточно сильное побуждение для того, чтобы защищаться. (Никита) Почему у него нет оружия? (Иосиф) Его стратегия — прятать. (Слава) Он не только сомневается в своей способности защищать свою собственность, но не уверен даже даже в том, что имеет на это право. Во всяком случае он уже принял то, что «пропало уважение к собственности» и теперь уже нельзя сказать, что «мой дом — моя крепость». «Вешать их (ревюлюционеров) надо было, а теперь уже поздно». (Аня) Он из тех животных, которые надеются, что их не заметят, если они хорошо спрячутся (лиса против волка в сцене ограбления). (Яша) Может быть Василиса религиозен? Если так, то его отношение к собственности нужно видеть в свете христианской веры. Однако нам ни разу не намекнули, что он верит в Бога. (Никита) Может быть Василиса не защищается потому, что признает авторитет власти? Он попросил показать «мандат» (ордер на обыск), и пустил бандитов, когда они ему показали свою бумажку. Впрочем, никакой мандат не дал бы им право отнимать у него ботинки и брюки. (Иосиф) Но это власть, которая позволяет кому угодно убивать на улице. (Аня) Ситуация в стране такая, что владеть чем-то в то время, как другие не владеют ничем, считается бесчестным, аморальным. «Волк» упрекает Василису в том, что у Немоляки нет хороших ботинок. (Аня) Делиться с ближними — это может быть и христианская идея, но христианина не заставляют делиться: он должен сделать это сам, по доброй воле. (Слава) Один из принципов нового мира, который приходит с революцией и большевиками, гласит, что человека можно заставить быть лучше. Его можно насильно исправить даже если он этого не хочет. (Аня) В таком случае эта новая власть берет на себя слишком много, она начинает играть роль Бога. (Ира) Они создают систему, в которой один заставляет другого, а потом этот другой заставляет третьего, (Яша) и так получается иерархия насилия. (Яша) Но и Николка, и Алексей оказались способны на насилие. (Ира) Важнее не то, какие поступки они совершают (особенно ради самосохранения), а то, как они расценивают эти поступки. Алексей сожалеет, что застрелил человека, Николка тоже задумывается. Они не считают себя вправе совершать насилие. В христианстве есть шанс, что тебя простят, если ты раскаиваешься. (Яша) Жизнь Турбиных основана на каких-то моральных принциах (даже если это не настоящая христианская вера). А жизнь Василисы основана на чистом материализме. (Иосиф) Нас готовят к тому, что такие люди, как Василиса, исчезнут, они обречены. «Волк» говорит Василисе, что тот со своей «розовой свинячей рожей» не стоит Немоляки, который «в окопах гнил», и Василиса вынужден признать свое ничтожество в этом сравнении. Действительно, он не страдал так, как «простой народ» и следовательно не заслужил хорошей жизни. Он готов сдаться. (Иосиф) Василиса ничего особенно плохого не сделал в жизни, он может быть и грешник, но не преступник. (Никита) Он не заслужил такого оскорбления и таких потерь. Почему же мы не сочувствуем ему? (Яша) Потому что у него много денег. (Аня) Потому, что у него в жизни нет ничего, кроме денег. (Ира) Он может быть не сделал ничего плохого, но и ничего хорошего тоже не сделал.